Освещение магазинов и торговых залов — секреты светотехники
В человеческой природе заложена интересная особенность — обращать внимание на ярко освещенные предметы. Креативные менеджеры и трейд-маркетологи ведущих европейских и американских ритейлеров уже давно используют эту особенность для повышения продаж в своих магазинах. Замечено, что правильно спроектированное освещение увеличивает прибыль магазина и при этом неважно, чем он торгует — продуктами питания или детскими игрушками, одеждой или обувью, мебелью или бытовой техникой. В любом случае вскоре после установки системы освещения достигается желаемое увеличение объема продаж в среднем на 25-30%.
В России владельцы крупных торговых точек пока еще не до конца оценили влияние правильного освещения на успешность торговой точки, тогда как грамотно построенное освещение — один из наиболее действенных инструментов успешных продаж в современной рознице. Согласитесь, ну не стали бы прижимистые европейцы и американцы, считающие каждый цент, необдуманно вкладывать немалые суммы в системы освещения!
Если вы хотите увеличить продажи, сохранить постоянных клиентов и привлечь новых покупателей, вашему магазину, бутику или торговому центру нужна современная система освещения. Секреты светотехники помогут правильно выбрать светильники для определенных групп товаров, узнать где можно сэкономить, а где экономить не стоит.
Освещение в продовольственном магазине
В эту категорию входят гипер- и супермаркеты, мясные и овощные лавки, булочные, алкомаркеты. Всем этим торговым точкам нужна специальная подсветка.
При проектировании системы освещения торговых зон в первую очередь нужно учитывать нормативы, указанные в СНиП. Соблюдение норм и правил, конечно, обеспечивает безопасность и, частично, комфорт для посетителей и сотрудников магазина, но не гарантирует высокие продажи! Правила, по которым проектируется специальное освещение, несколько отличаются от госстандартов. Недостаточно просто хорошо осветить все зоны в магазине. Нужно привлечь внимание посетителей, выделяя определенные товары с помощью подсветки. Причем светильники подбираются таким образом, чтобы каждый вид товара имел наилучший вид. Здесь важно все — мощность, спектр, цветовая температура, равномерность подсветки, индекс цветопередачи, направленность и рассеивание светового потока.
Сравнение норм СНиП и требований к современному профессиональному освещению.
Торговое помещение или торговая зона |
Уровень освещенности |
Нормативы СНиП |
|
Торговый зал магазина самообслуживания |
от 400 до 800 lx |
Торговый зал обычного магазина |
от 200 до 300 lx |
Примерочные кабинки и демонстрационные залы |
от 300 Лк |
Кассовая зона |
от 300 до 500 lx |
Требования к современным системам освещения |
|
Стеллажи и витрины |
от 700 до 1100 lx (линейные линзованные светильники) |
Кассовая и прикассовая зоны |
от 800 до 1300 lx (линейные линзованные светильники) |
Акцентированное освещение промо-зоны, стеллажей со спец.категориями товаров |
от 1100 до 1700 lx |
Проходы между витринами и стеллажами |
не ниже 300 lx |
Офисные помещения, подсобки |
от 250 до 400 lx |
Специальное световое оборудование для продуктового магазина
Около 70% магазинов продуктов не имеют акцентной подсветки. Скучное равномерное освещение не прибавляет привлекательности товарам, тогда как с акцентной подсветкой товары на стеллажах и витринах выглядят максимально выигрышно!
Еще одним преимуществом этого варианта подсветки можно считать экономию на общем освещении. В залах площадью до 170 м2 можно исключить расходы на общее освещение и установить только высококонтрастные светильники над мясными и рыбными витринами, полками с выпечкой и кулинарией, морепродуктами, элитными коньяками, акционными и высокомаржинальным товарами. При наличии акцентных светильников проходы и другие зоны и так будут достаточно освещены.
В супер- и гипермаркетах площадью более 170 м2 наиболее удачным решением будет проектирование общего освещения с выделением акцентными светильниками стеллажей с определенными товарами. Продажи сразу вырастут — это факт!
Подробнее о спектре, цветовой температуре, уровне цветопередачи
Мало кто знает, что грамотно подобранный спектр подсветки позволяет многим товарам выглядеть красиво и реалистично: мясной вырезке — красной с мраморными прожилками, а не зеленоватой или землисто-серой, а болгарскому перцу, яблокам и винограду — яркими, естественного цвета. Для освещения витрин с мясом и колбасами лучше использовать люминесцентные лампы, имеющие розовый спектр — LIGHT PINK.
Подсветку витрин с молоком, творогом, йогуртами, сырами и другой молочной продукцией рекомендуется организовывать с помощью светодиодных ламп с теплым белым светом, цветопередача которых максимально приближена к натуральному солнечному свету. Именно такой свет позволяет увидеть реальный цвет предметов без искажений.
Для подсветки фруктовых и овощных стеллажей нужно использовать лампы с теплым светом и высоким уровнем цветопередачи. Благодаря такому освещению овощи и фрукты будут иметь красивый свежий вид.
Свежую выпечку нужно подсвечивать еще более теплым светом, что позволяет сохранить эффект «хрустящей золотистой корочки». Морепродукты и охлажденную рыбу, наоборот, нужно освещать лампами с холодным белым светом. Так у них будет естественный свежий вид, а лед, сверкающий на витрине, создает дополнительный эффект свежести.
Применение технологии VIVID в светотехническом оборудовании позволяет создавать светильники, которые делают цвет освещаемых товаров насыщенным, ярким, красивым. Подсвеченные такими лампами кондитерские и кулинарные изделия, паста и орехи, коньяки и вина выглядят еще более дорогими и привлекательными.