Система освещения в магазине обоев
Освещение в торговом зале магазина играет очень важную роль. Тусклый или неественно яркий и резкий свет ламп не позволяет правильно оценить красоту обоев, фризов и бордюров. По причине плохого освещения заметно искажается цветовосприятие. При таком свете невозможно правильно оценить оттенки, понять — подходят эти обои к интерьеру или нет. Некоторые покупатели проводят в магазине по несколько часов, но так и не могут сделать выбор или возвращают товар обратно после того как рассмотрели обои дома, при дневном освещении. Правильно подобранное оборудование для системы освещения позволяет красиво оформить торговый зал, привлечь внимание к товару, мотивируя на покупку и, что важно, исключить вероятность ошибок.
Светодизайн — из чего складывается световая картина
Система освещения в магазине обоев должна обеспечивать хорошую видимость всех представленных товаров, нормальное зрительное восприятие цвета и фактуры.
Эти параметры зависят от:
-
яркости и мощности светильников;
-
температуры или теплоты освещения;
-
индекса цветопередачи осветительных приборов;
-
оптических показателей светильников и угла рассеивания светового потока;
-
количества светильников и расстояния между ними.
Что говорится в госстандартах
Нормативами СНиП устанавливаются определенные требования к организации освещения в торговых залах магазинов:
-
торговый зал — не менее 400 Лк;
-
прилавки с фурнитурой — не менее 300 Лк;
-
стеллажи и стенды — не менее 300 Лк;
-
касса и прикассовая зоны — от 300 до 500 Лк.
При проектировании современной системы освещения используются другие нормы. Яркость общего освещения зала должна быть не ниже 700 Лк, подсветки демонстрационных стендов — от 1000 до 1500 Лк. Рассчитать требуемую мощность и нужное количество светильников можно с помощью Dialux — программы для трехмерного моделирования и светотехнических расчетов.
Цветовая температура
-
Светильники с цветовой температурой 3000 Кельвинов (K) создают комфортную атмосферу и подходят для зон отдыха.
-
Цветовая температура 6000 K активизирует умственную деятельность и настраивает на рабочий ритм. Такие светильники с холодным светом устанавливают на рабочих местах в офисах.
-
Оптимальным вариантом для торговых залов будут светильники с нейтральным цветовым спектром 4500-5000 K. Такие осветительные приборы дают естественную цветопередачу и не раздражают глаза при длительном нахождении в зале.
Индекс цветопередачи
Чем ближе индекс цветопередачи светильника к естественному дневному свету, тем лучше глаза воспринимают изображения — в данном случае это цвета, оттенки, рисунок и орнаменты на обоях. Для общего освещения в зале оптимальным вариантом будет монтаж светильников с индексом цветопередачи 80 Ra, для освещения витрин и стеллажей — 90 или 100 Ra.
Угол рассеивания
Этот показатель определяет площадь, которую способен осветить один осветительный прибор.
-
Светильники, которые дают направленный узкий поток света 30-40 градусов, используются для акцентного освещения самых интересных образцов товара.
-
Поворотные споты и трековые светильники с углом рассеивания 60-90 градусов применяются для локальной подсветки стендов и стеллажей с обоями.
-
Светильники с рефлекторами и углом рассеивания 12-180 градусов используются для общего освещения зала.
Лучшие виды светильников для торгового зала
Для создания комфортной приятной атмосферы, располагающей к покупке, используются самые разные модели светильников.
Самыми популярными можно назвать:
-
Трековые светодиодные светильники на шинопроводе. Эта модель подходит для организации и общего, и акцентного освещения. К шинопроводу можно подключать дополнительные осветительные приборы для подсветки определенных зон и создания нужных акцентов на полках, стеллажах и стендах.
-
Линейные и модульные светильники. Светодиодные светильники дают яркий рассеянный световой поток и могут использоваться для организации общего освещения. Приборы освещения монтируются вдоль стеллажей на тросовые подвесы или накладным способом.
-
Встраиваемые светильники. Растровые светильники с люминесцентными лампами дают равномерный свет и подходят для общего освещения в торговых залах с подвесными потолками типа «Армстронг».
Как дополнение к ним можно использовать декоративные светильники и светодиодные ленты. В роли акцентного элемента дизайна может выступать изящная люстра, необычный торшер или фонарь, стилизованный «под старину».
Проектирование системы освещения для торгового зала
При проектировании современной системы освещения для торгового зала магазина обоев учитывается площадь и планировка помещения, высота и тип потолков, количество, расположение и размеры стендов, витрин, стеллажей.
Подбирая оборудование и светильники для системы освещения рекомендуется ориентироваться на общие характеристики:
-
Оптимальный уровень освещенности в зале от 1000 до 1200 Лк. Здесь нужно учитывать мощность светильника и расстояние до освещаемого предмета.
-
Теплота освещения для зала и общих зон от 4500 до 5000 K. Такая цветовая температура соответствует естественному свету утреннего и дневного солнца.
-
Правильное соотношение общего освещения и акцентной подсветки для вертикальных поверхностей (рулонов обоев на стеллажах и стендах).
Нельзя забывать о декоративных торшерах, эффектных люстрах, бра и других элементах светодизайна, которые подчеркнут фирменный стиль магазина